Измерение эффективности программ медицицнского образования
Среди различных направлений, находящихся в зоне ответственности медицинского отдела, особое место занимает непрерывное медицинское образование специалистов здравоохранения. По данным ежегодных отчетов организации ACCMЕ (аккредитованный совет по непрерывному медицинскому образованию, США), число врачей, принимающих участие в образовательных мероприятиях, продолжает увеличивается на сотни тысяч специалистов в год [1]. В европейских странах разрабатываются формальные подходы к последипломному медицинскому образованию с акцентом на качество, независимость и целесообразность проводимых программ [2]. Все это диктуется тем, что процесс обучения врача не может ограничиваться только программой вуза, а также циклами повышения квалификации, он должен быть постоянным. Измерение эффективности программ медицинского образования является в первую очередь задачей фармацевтических компаний, заинтересованных в управлении поддерживаемыми образовательными проектами. Нехватка точных метрик и опасения перед нарушением этических норм ведения бизнеса (образование не должно прямо стимулировать закупки) мешают фармацевтическим компаниями рассчитывать возврат вложений в программы медицинского образования.
В модели, описанной Американской медицинской ассоциацией c опорой на работу Moore [3], выделяется шесть уровней измерения эффективности обучения, которые могут быть использованы при оценке результата непрерывного медицинского образования. Эти уровни следующие:
1) Посещаемость. Сколько специалистов приняли участие в образовательном мероприятии?
2) Удовлетворенность. Насколько участники остались удовлетворены?
3) Обучение. Расширение компетенций, навыков, изменение отношения к предмету.
4) Влияние знаний на работу. Изменение результатов ежедневной работы в связи с полученными знаниями.
5) Здоровье пациентов. Изменение показателей здоровья пациентов в связи с новыми компетенциями и навыками.
6) Общественное здоровье. Изменение показателей общественного здоровья в связи с проведением образовательных программ.
Последние 2 пункта не относятся к зоне ответственности фармацевтической компании.
Каким образом, понимая это, можно оценить эффективность образовательной программы?
1) Провести регистрацию участников.
2) С помощью опросника выявить удовлетворенность целями обучения, содержанием программы, выявить предложения по улучшению и дальнейшим темам для освещения.
3) Провести тестирование перед образовательным мероприятием и после него с использованием единых критериев оценки. Содержание тестирования должно быть полностью релевантно целям и содержанию образовательного мероприятия. Может использоваться групповая работа со случаями из практики и оценкой применения полученных знаний. Случаи должны касаться каждой из освещенных в ходе обучения тем.
4) По завершении каждого практического занятия попросить учащихся привести примеры того, каким образом изменится их работа после полученных знаний. Затем по истечение 1-2 месяцев с помощью удаленного опроса выяснить, какие из указанных ими ранее перемен в их практике состоялись.
Использованная литература
1) 2010 Annual Report Data Addendum: Analysis of Commercial Support Distribution and Long-Term CME Trends http://www.accme.org/sites/default/files/null/606_2010_Annual_Report_Addendum_20120702.pdf
2) Sheelaugh et al. Setting CME standards in Europe: guiding principles for medical education. Current Medical Research & Opinion Vol. 28, No. 11, 2012, 1861–1871
3) Moore et al. Achieving desired results and improved outcomes: integratig planning and assessment throughout learning activities. J Contin Educ Health Prof. 2009; 29(1):1-15.